«Политическая ментальность» является очень сложным и даже многослойным феноменом. Да, «политическую ментальность» визуально сложно увидеть, но отрицать тот факт, что она реально оказывает влияние на процесс индивидуального восприятия конкретного политического события невозможно. Конечно, данный феномен может и должен быть предметом сложных научно-прикладных исследований. «Ментальность» объясняет причину нашего конкретного поведения в политических процессах. Поэтому для адекватности и объективности заключений во время анализа того или иного конкретного общественно-политического события в обязательном порядке необходимо учитывать характер политической ментальности народа. Для того, чтобы представить всю полноту и сложность данной проблематики, следует подчеркнуть, что аналитики «супердержав» в процессе разрабатывания стратегии расширения своего влияния в обязательном порядке учитывают основные характеристики политической ментальности той страны, которая является объектом их геополитических интересов.
Конечно, «политическая ментальность» наиболее ярко дает о себе знать во время выборов. Политическая ментальность зачастую предопределяет характер нашей реакции на происходящие вокруг нас события. Не случайно, что именно «ментальность» является основным фактором, определяющим содержание профессиональных политических технологий, которые используются в процессе подготовки предвыборной кампании конкретного кандидата. Собственно говоря, следует признаться, что «ментальность» давно уже является манипулятивным инструментом в руках Западных политтехнологов.
В свете всего вышеотмеченного хотелось бы коснуться одного любопытного факта, который имеет место в предвзятой риторике некоторых демагогов-политиканов по поводу минувших парламентских выборов. Не смотря на всю «красочную» демагогию, которая разворачивается в интернет-пространстве вокруг прошедших выборов, факт остается быть фактом: парламентские выборы в Азербайджане вновь завершились провалом нашей оппозиции. Подчеркнем, что мы не оцениваем данную ситуацию, а всего лишь озвучиваем свершившийся факт.
Конечно же, сразу после своего очередного провала оппозиция в панике вновь стала искать себе «оправдание». Увы, но минувшие годы так ничему и не научили нашу оппозицию. Кстати, именно слабость оппозиции, как раз и является одной из основных причин того, что в их рядах все еще существуют радикалы, которые принципиально отрицают диалог в политике. Ведь, стратегической целью радикального политического сознания является добиться разобщенности общества.
Найти объективного оправдания своей слабости оппозиция, конечно, не может, а признаться в отсутствии соответствующего потенциала нельзя. Ведь в данном случае они потеряют свое последнее утешение, т.е. статус оппозиции. Именно поэтому для того, чтобы хоть как-то сохранить этот статус легитимной оппозиции политиканам ничего не остается, кроме того, как упрекать власть. И, вот тут, эврика, они нашли тему для своих спекуляций: на прошедших выборах была всего лишь 37%-я явка. А теперь обратите внимание на их главную глупость: данный факт они комментируют тем, что у власти «ограничен» административный ресурс. Данное обстоятельство является не только свидетельством профессиональной несостоятельности нашей оппозиции, но и указывает на их политическую безответственность. Ведь, тот факт, что власть на выборах не использовала свой административный ресурс, как раз наоборот, является выгодным в первую очередь для оппозиции. Так как в этом случае их шансы на победу объективно должны были увеличиться.
Озвучивать такую глупость как минимум безответственно по отношению к своему избирателю. Более того, данная мысль все еще активно муссируется в интернет-пространстве. Поэтому для того, чтобы обезвредить предвзятую демагогию необходимо дать объяснение тому факту почему на выборах участвовало всего лишь 37% избирателей. Именно в данном контексте, как раз и актуализируется наша политическая ментальность. Позволим себе утверждать, что парламентские выборы прошли именно «под диктовку» нашей политической ментальности.
Особенности Азербайджанской политической ментальности стали причиной тому, что наш избиратель отдает свои предпочтения «силе», а «политическая сила» у нас в стране конечно же ассоциируется с партией власти. Поэтому наш избиратель, будучи среднестатистическим гражданином страны, на уровне подсознания определяя свой выбор, на самом деле голосовал за партию власти, а не за конкретных ее представителей.
Уверенность в силе и потенциалах партии, как раз и стала основной причиной того, что азербайджанский избиратель «расслабленно» подошел к своему праву голосования. Таким образом политическая ментальность объясняет нашу определенную пассивность на прошедших выборах. Данная условная пассивность вовсе не является отображением нигилизма, «расслабленность» избирателя опосредованно указывает на уверенность в потенциалах власти. Это все равно, что пассажир, который знает расписание рейсов, уверен, что поезд не тронется раньше времени, поэтому расслабленно и не торопясь добирается до вокзала.
политолог Асиф Адиль