Даже поверхностный анализ происходящих сегодня в мире событий позволяет нам утверждать, что наблюдаемые тенденции не являются случайными. Более того, абсолютно очевидно, что на геополитической карте мира разворачиваются одновременно сразу несколько сценариев. С помощью мировых информационных ресурсов нам подкидываются лишь отдельные фрагменты реализуемых сценариев. Поэтому порою нам ложно кажется, что эти «фрагменты» даже не имеют связи друг с другом. Однако абсолютно очевидно, что эти сценарии имеют конкретные стратегические цели, а их авторы принадлежат к одной и той же «школе».
Наш мир докатился до того, что «конфликт» сегодня стал основным инструментом реализации геополитических стратегий. Так называемые «суперсилы» даже перестали камуфлировать данную объективную действительность. Более того, характер происходящих событий говорит о том, что навязываемый миру тотальный конфликт становится неким катализатором процесса «скучивания» государств вокруг «суперсилы», тем самым заочно оформляя его статус безальтернативного гегемона.
В данном контексте суть американской геополитики заключается в том, чтобы навязать миру исключительно их представление о «мире», при этом «демократия» является всего лишь инструментом реализации этой геополитической задачи. Именно здесь хотелось бы вспомнить некоторые отрывки из выступления президента США Джо Байдена на «Саммите за демократию», который, напомним, прошел 9 декабря 2021-го года: «Автократические правители стремятся экспортировать и расширить свое влияние по всему миру… Демократия – это не состояние, это действие»». Этими словами Белый Дом дает понять, что расширение сфер влияния является исключительной привилегией США и она не готова терпеть конкуренции в этом направлении. Кроме того, эти слова можно признать как открытый призыв к действию, т.е. к эскалации конфликтных ситуаций.
Если учитывать, что открытые конфликты, в том числе и война в Украине начались после вышеназванного саммита, то становится очевидным, что «демократия» в рамках глобальных стратегий — это инструмент расширения влияния. Говоря о конфликте в Украине, мы с вами наблюдаем классику конфликтологии. Минеры, которые прокладывают туннель, взрывают гору, только тогда, когда находятся на безопасном расстоянии от места непосредственного взрыва. При этом эпицентр событий находится под их абсолютным контролем.
А теперь обратите внимание на содержание международной риторики вокруг данного конфликта. Громко озвучиваемые штатами месседжи дают четко понять, что: «Кто не с нами, тот против нас». Таким образом, данный конфликт способствует резкому полюсированию так называемых «суперсил», что в разы увеличивает вероятность эскалации конфликтных ситуаций по всему миру. Делается все, чтобы в современной системе международных отношений позиция «политического нейтралитета» перестала быть возможной. Нейтралитет интерпретируется как латентная поддержка одной из конфликтующих сторон. Искусственно создаваемая ситуация принуждает страны примкнуть к одной из конфликтующих сторон. Таким образом при любом исходе войны те страны, которые имеют хоть какое-то отношение к конфликту зарабатывают себе потенциальных врагов. Вот почему стратегически важным является апеллирование исключительно национальными интересами своей страны.
Конечно же, нельзя забывать о самом главном факторе-побудителе этого конфликта, т.е. об экономической составляющей войны. В данном случае речь даже не идет о том, что на мировых биржах акции предприятий оборонной промышленности выросли в разы. Усилилась зависимость «старого континента» от экономических инъекций США.
Таким образом, этот мир в сфере геополитики пока ничего нового не придумал. В то время, когда авторы глобальных стратегий реализуют свои очередные цели, страдают страны, которые географически находятся на территории пересечения интересов крупных игроков. При таких условиях единственно правильной стратегией поведения является умение выдержать паузу, располагать альтернативными сценариями и обеспечить максимально возможную самодостаточность. Если проанализировать политику Президента страны Ильхама Алиева, то именно задача обеспечения этих трех факторов как раз и является основным объяснением многих принимаемых решений. Если все сказанное подвести под общий знаменатель, то мы с вами выйдем на формулу современной системы международных отношений, которую сформулировал Президент Азербайджана: «Сегодня в меняющемся мире фактор силы, можно сказать, уже официально вышел на передний план».
Следует принципиально подчеркнуть, что данная позиция не является культивацией силы. Данная стратегия главы государства служит мобилизации всех существующих в обществе и государстве ресурсов. Учитывая характер системных инициатив главы государства, можно предположить, что сильный Азербайджан — это в том числе сильный гражданин. Таким образом сильный гражданин является стратегическим ресурсом как государства, так и общества, в целом. Наш выбор всегда должен быть аргументирован национальными интересами.
политолог Асиф Адиль